Неделя 32 по Пятидесятнице. Евангелие от Луки, зачало 94

Автор: Ольга Чернятевич Опубликовано: 2012-12-01 22:59
32 Неделя по Пятидесятнице Евангелие от Луки, зачало 94 (Лк. 19; 1–10)

Во время о́но, прїи́де Ісу́съ во Іерихо́нъ. И се́ му́жъ нарица́емыи Закхе́й, и се́й бѣ́ старѣ́и мытаре́мъ, и то́й бѣ́ бога́тъ, и иска́ше ви́дѣти Ісу́са, Кто́ е́сть. И неможа́ше отъ наро́да, я́ко во́зрастомъ ма́лъ бѣ́. И преди́ те́къ возлѣ́зе на я́годичину, да ви́дитъ, я́ко тудѣ́ хотя́ше мину́ти. И я́ко прїде на мѣ́сто, воззрѣ́въ Ісу́съ, ви́дѣвъ его́, и рече́ к нему́, Закхе́е, потща́вся слѣ́зи, дне́сь бо въ дому́ твое́мъ подоба́етъ Ми бы́ти. И потща́вся слѣ́зе, и прїя́тъ Его́ ра́дуяся. И ви́дѣвше вси́, ропта́ху глаго́люще, я́ко къ грѣ́шну му́жу вни́де вита́ти. Ста́въ же Закхе́й, рече́ ко Го́споду, се́ по́лъ имѣ́нїя моего́ Го́споди да́мъ ни́щимъ. И а́ще кого́ чи́мъ оби́дѣхъ, возвра́щу четвери́цею. Рече́ же к нему́ Ісу́съ, я́ко дне́сь спасе́нїе до́му сему́ бы́сть. Зане́ и се́й сы́нъ Авраа́мль е́сть. Прїи́де бо Сы́нъ Человѣ́чь, взы́скати и спасти́ поги́бшаго.

Некогда Исус пришел во Иерихон. И вот, человек по имени Закхей, старейшина сборщиков податей, богач, хотел увидеть, Кто такой Исус, но не мог из-за народа, потому что был мал ростом. Побежав вперед, он залез на смоковницу, чтоб посмотреть, поскольку Исус должен был пройти мимо. И, придя на место, Исус взглянул вверх, увидел его и сказал ему: «Закхей, скорее слезай, потому что Мне нужно сегодня быть у тебя дома». Тот поспешил слезть и принял Его с радостью. Видя это, все роптали, говоря, что Он вошел в гости к грешному человеку. А Закхей встал и сказал Господу: «Вот, Господи, половину своего имения я отдам нищим, и если кого-нибудь чем обидел, возвращу вчетверо». Исус же сказал ему: «Сегодня настало спасение этому дому, поскольку и он — сын Авраамов. Ведь Сын Человеческий пришел, чтоб найти и спасти погибшего».

Мытарь (сборщик податей) Закхей, будучи высокопоставленным чиновником тогдашних фискальных органов, несомненно, жил греховной жизнью. Каждый иудей ненавидел и презирал его и его коллег и подчиненных, собиравших подати в пользу кесаря-иноплеменника, за безжалостность к малоимущим, жестокость, сребролюбие и взяточничество, а особенно за предательство интересов своего народа — настолько, что слово мытарь употреблялось в качестве синонима отступника от веры (и такое словоупотребление мы видим в Новом Завете). Но именно этому человеку Христос возвещает спасение и называет сыном Авраама, то есть обещает ему небесное блаженство, назначенное праведным. Однако после чего это происходит? После горячего и деятельного покаяния, принесенного Закхеем: покаяния, в котором он не только решительно оставил греховный образ жизни, сделавшись чистым перед Господом, но и загладил все обиды, нанесенные им людям, очистившись, таким образом, и перед ними.

Тех, кто считает себя достойными и благочестивыми людьми, возмущает эта предупредительность Господа по отношению к грешнику — ведь Он призывает Закхея тогда, когда тот еще и не помышляет о покаянии, а только проявляет любопытство, возможно, смутно ожидая чего-то значительного от встречи со Христом. И Бог, по своему милосердию принимающий мельчайшее движение к Себе со стороны грешника, отвечает эти мнимым праведникам, что он пришел не к ним, а «найти и спасти погибшего».

Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский, дает этому евангельскому тексту и символическое толкование: тот, кто многих превзошел в злобе и грехе, являясь в этом как бы начальником,— мал духовным ростом, поскольку плоть и дух противоположны, и потому не может увидеть Господа Исуса Христа. Придя в раскаяние, он залезает на смоковницу, то есть попирает земные удовольствия и, таким образом возвысившись над собой, видит Бога и бывает увиден Им. Тогда Господь говорит ему: «Скорее слезай»,— то есть сойди вниз через смирение, чтобы высокомерие не обмануло тебя, и тогда Я посещу тебя. Такой человек половину имения, то есть все телесное, отдает нищим — бесам, лишенным всякого блага; от душевного же имения от не отступается. Воздаяние обиженным вчетверо означает, что этот кающийся грешник исправляет свои согрешения превосходящими добродетелями.

относится к: Categories:
.
.
.